В этом году наш клуб проводил курс активного пилотирования (в обиходе SIV) над акваторией пресного водохранилища Токтогул в Киргизии.
Выбор места был связан с тем, что SIV проходит над пресным водоемом. После приводнения не нужно промывать всю снарягу, достаточно просто просушить на берегу. Благо, температура высокая и сохнет все довольно быстро.
Также нужно понимать, что в Киргизии почти все говорят или понимают русский, очень легко обсуждать любые вопросы с местным населением.
Ну и нужно отдать должное Жене Орешкину за организацию — весь транспорт, резерв гостиницы, лекционное сопровождение держится на нем. А без проходимых внедорожников на старт заехать совсем непросто. Поэтому респект Евгению за добродушный прием и прекрасную организацию!
Время перелета в Бишкек из Москвы около 4 часов.
Время переезда из Бишкека в гостиницу — около 8 часов. По дороге мы останавливались на базаре, чтобы поменять рубли на сомы, купить вкусных свежих фруктов и душистых дынь.
Также по пути заезжали в кафешку. Словом, не спешили :)
Дороги на всем пути следования хорошие асфальтированные, поэтому дорога переносилась легко. Все участники выезда разместились на трёх Деликах.
Водохранилище Токтогул
Огромных размеров, чистейшая теплая вода. Выход на берег простой, после выполнения упражнения до следующего заезда есть возможность искупаться.
Погода была не самая лучшая по сезону, но несмотря на это всем удавалось сделать минимум по одному вылету в день. В хорошие дни некоторые успели сделать по 4 вылета.
Выход над водой около 500-600 метров. Если по дороге набрать в потоке (для опытных пилотов) то выход на точку примерно на 1000 метров.
Высоты хватает, чтобы отработать все упражнения по курсу. День за днём, методично от простого к сложному. И к концу выезда пилоты ощущают себя на совершенно другом уровне контроля крылом.
Что отрабатывали:
- Фронтальные сложения
- Асимметричные сложения
- Глубокие спирали
- Боевые развороты
- Клевки
- Уши
- Срывы (не все пилоты)
- Авторотации (не все пилоты)
- Броски спасательных парашютов
Причем каждому упражнению предшествовала лекция с углубленным изложением основ пилотирования парапланом с отработкой на тренажёре.
Сами названия режимов мало о чем говорят пилотам, которые не проходили курс, но их глубина довольно большая. Основной упор делался на том, чтобы у пилота со временем хватало объема внимания, чтобы отслеживать каждый режим от начала до конца. И поэтому все начинается с более простых элементов, и постепенно усложняется, когда пилот начинает хорошо ориентироваться в данном режиме. Процесс подготовки простой, понятный, без нервных срывов и слез. Пилот плавно растет и учиться падать. А чтобы научиться падать, нужно падать , иначе никак.
В итоге мы наблюдали за прогрессом каждого ученика, регулировали уровень сложности упражнений и доводили до результата. Программа КАП-а проходит для пилота естественным образом, инструктор наблюдает за состоянием пилота по мере выполнения упражнений и постепенно увеличивает сложность. Скажем так, в одном фронтальном подвороте есть около шести градаций сложности выполнения, и заключающим режимом является подворот с удержанием 4-5 секунд, в котором пилот ощущает уровень снижения сопоставимый с полным срывом крыла.
То, ради чего мы все ехали на КАП, мы получили: опыт, уверенность, навыки. И самое главное, полученные навыки и знания могли отработать на следующем курсе маршрутных полетов в Бишкеке, о чем напишем отдельно.
Самое главное, уровень безопасности полетов на параплане для участников нашей группы многократно повысился, теперь мы не боимся за пилотов и отпускаем их летать в более сложных горных условиях.
До скорых встреч на КАП!






